В этом интервью мы поговорим с Олегом Поповым (EBC Group), опытным предпринимателем из финтех индустрии.
02:08 — о деятельности Олега в настоящее время;
06:49 — что происходит в брокерском бизнесе за рубежом;
09:28 — брокерский рынок в Испании;
10:57 — что следует делать при высокой конкуренции на рынке;
15:53 — почему следует рассчитывать на machine learning и data science, а также интегрироваться с телекомом;
17:34 — о процентных ставках и экономике за рубежом;
20:12 — почему стоить развивать свой бизнес за границей ;
24:29 — об Азиатском финтех рынке;
26:01 — внешняя разработка или Inhouse?;
27:57 — о проблеме с бизнес аналитикой в финтехе;
31:21 — тренды в финтехе;
36:35 — о super app и life style banking;
41:56 — прогнозы на кризис;
Пересматривая интервью с Олегом Поповым, финтех предпринимателем с более чем 10 летним опытом, основателем 4 стартапов в этой отрасли, возникают следующие выводы и инсайты:
1. Зарубежный бизнес кредитных брокеров развит гораздо лучше, чем в РФ, но не смотря на это, при наличии хорошего решения, всегда есть возможность занять свою нишу, т.к. либо рынок не занят на 100%, либо имеются отличия от конкурентов (например у вас хорошие показатели по стоимости закупки трафика и из-за этого вы более привлекательны по стоимости своих услуг или у вас выдающиеся технологии, либо отличный пользовательский опыт).
2. Европейские банки являются очень консервативными, медленными, зачастую используют устаревшее ПО, которое не позволяет быстро онбордить клиентов и предоставлять хорошее юзабилити уже существующим пользователям. В связи с этим, там возникло множество стартапов, которые занимают пустующие ниши.
3. Работать нужно там, где это органично для вас (это касается и сферы бизнеса и регионов деятельности). Например для EBC Group одним из выбранных рынков стала Испания, т.к. с одной стороны уже были компании, которые обеспечивают выдачу займов, с другой стороны удалось найти партнера, который генерирует трафик для заявок.
4. Если имеется большое количество данных, важно проводить скоринг пользователей и строить предсказательную модель о намерениях взять кредит, а затем отправлять таким пользователям различные уведомления и сообщения. Это снижает риск снижения лояльности пользователей, которым такой продукт сейчас не нужен. Например, в России или в Европе банки часто годами присылают предложения клиентам, которые никогда не будут брать кредит. Я, например, получают такие предложения от своего банка уже около 8 лет.
5. Интересная модель реализуется в Европе — поскольку ставки по банковским депозитам от 0 до 1,5 процентов, появились компании, привлекающие вложения населения под 4-5%, затем этими средствами фондируются микрофинансовые организации под 6-9%.
6. Почему стоит выбирать зарубежные рынки? Россия занимает всего 1,5-2%% от мирового рынка и не растет по размерам зарплат или по численности населения. Также периодически у нас происходят кризисы, которых может не быть в других странах. Поэтому юго-восточная Азия, Африка, Латинская Америка могут стать хорошим выбором для финтех бизнеса, т.к. эти регионы будут активно развиваться в среднесрочной перспективе и там нет такой огромной конкуренции как в Китае, Индии или США. Кроме всего прочего, в России очень сложно привлекать венчурное финансирование, особенно зарубежное.
7. Олег в данном видео затронул тему супераппов, о которых сейчас многие говорят и реализуют, когда нефинансовые встраиваются в финансовые экосистемы банков. По большому счету такие решения — это вопрос привлечения и удержания аудитории. Когда Facebook добавлять финансовые услуги, для него это выглядит логичным, т.к. пользователи уже и так проводят в приложении много времени. Делать из мобильных банков комбайны различных сервисов — это значит трансформировать свое приложение из банка в нечто другое, куда хочется возвращаться и где хочется проводить время. В этом смысле банкам необходимо объединяться со стартапами, устраивать различные акселераторы и пытаться как можно быстрее занять свои ниши, а со внешними наработками это сделать значительно быстрее, чем генерировать и проверять стартап-идеи внутри.